Рады приветствовать вас на официальном интернет-сайте Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации   Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст! Рады приветствовать вас на официальном интернет-сайте Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
 
 
Главная Об учреждении История

История

История развития медико-социальной службы в России началась в первые годы  ХХ века. Специальные медицинские экспертные учреждения или консультационные бюро врачей были организованы в 1908 году. Служба медико-социальной экспертизы (МСЭ) в Иркутской области формировалась также как и в целом в России. Можно выделить восемь этапов ее становления.

Первый этап

До Октябрьской революции 1917 г. экспертизу трудоспособности осуществляли в консультационных бюро. Они финансировались на средства частного капитала. Соответственно, отражали интересы исключительно работодателей. Проблемы материального обеспечения рабочих, потерявших трудоспособность, не были решены.

После Октябрьской революции в декабре 1917 г. был принят декрет «О страховании на случай болезни», в соответствии с которым все трудящиеся получили право на страхование. Именно первые законодательные акты Советской России и создали основу для разработки экспертизы трудоспособности в общегосударственном масштабе.

В соответствии с Положением «О социальном обеспечении» от 10.12.1918 г. и Кодексом о труде была создана первая организационная врачебная экспертиза. В состав комиссии входили три врача, представители соцобеспечения и профсоюзов. Вначале  экспертные комиссии находились в ведомстве органов соцобеспечения, затем их передали в органы здравоохранения.

В 1932 г. врачебно-экспертные комиссии (ВЭК) были преобразованы во врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК). Их передали в ведение городских и районных комитетов профсоюзов.

Второй этап

В 1937 г. ВТЭК вновь передали органам социального обеспечения. Такая ситуация способствовала комплексному решению задач трудовой экспертизы с последующим трудоустройством и пенсионированием граждан.

В сентябре 1937 года произошло образование Иркутской области. При каждом районном и городском отделах социального обеспечения были созданы ВТЭК. В 30-ти неежедневнодействующих комиссиях работали врачи из лечебных учреждений (хирург, терапевт, невропатолог). Причем, они не имели специальной социальной подготовки.

Третий этап

Значительные изменения в организации работы ВТЭК произошли в период Великой Отечественной войны. На плечи экспертов легла задача освидетельствования участников боевых действий. При госпиталях создали дополнительные комиссии. Большое внимание в те годы уделялось профессиональной реабилитации. Для инвалидов войны появились специальные курсы по самым востребованным рабочим специальностям.

Четвертый этап

В 1948 г. состоялся первый съезд врачей-экспертов, на котором утвердили Положение о ВТЭК. В послевоенный период восстановления народного хозяйства в Иркутске на базе Областной клинической больницы была создана Областная ВТЭК. Число освидетельствований в то время резко возросло. Поэтому появилась необходимость создания ежедневно действующих комиссий. Их создали в Иркутске, Ангарске, Черемхово, Тайшете, Тулуне. Даже в некоторых районах областного центра были открыты ВТЭК: Кировская, Октябрьская, Межрайонная специализированная психоневрологическая.

Пятый этап

Большое значение в плане дальнейшего совершенствования врачебно-трудовой экспертизы имело Постановление СМ РСФСР и ВЦСПС от 11.03.1963 № 299 «О мерах по снижению инвалидности среди трудящихся и улучшению врачебно-трудовой экспертизы». Во всех областях страны появилась должность Главного эксперта по ВТЭ. В Иркутской области она была утверждена в ноябре 1963 г. коллегией Министерства социального обеспечения РСФСР.

В период с 1963 по 1985 годы прошло сокращение неежедневнодействующих ВТЭК, взамен которых были созданы межрайонные комиссии общего и специализированного профилей.

Шестой этап

Период с 1991 по 1998 годы характеризуется  созданием дополнительных ВТЭК,  поскольку число освидетельствований неизменно растет, особенно среди нетрудоспособного населения. В это же время выходит ряд указов Президента РФ. Один из значимых среди них «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от 02.10.92.

В 1995 г. был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Во исполнение этого закона Правительство РФ постановлением от 13.08.1996 № 965 утвердило Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях Госслужбы МСЭ.

В соответствии с Постановлением Губернатора Иркутской области № 469-п от 29.12.1997 «Об Областной Госслужбе МСЭ» в области проведена работа по реформированию ВТЭК и созданию Областного государственного учреждения «Государственная  служба медико-социальной экспертизы».

Седьмой этап

С 01.01.2005 в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и испол­нительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» и распоряжением Правительства РФ № 1646-р от 16.12.2004 г. создано Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области».

Восьмой этап

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года полномочия по организации деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы были возложены на Федеральное медико-биологическое агентство.

С 2011 года Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» переименовано в Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области».

Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г. Министерство здравоохранения и социального развития преобразовано в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруда России). Учреждения МСЭ переданы в ведение Министерства труда и социальной защиты РФ.

Девятый этап

По приказу Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 30 ноября 2012 года произошло объединение двух учреждений медико-социальной экспертизы, расположенных на территории Иркутской области: Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области и Главное бюро медико-социальной экспертизы по Усть-Ордынскому Бурятскому округу.

Несмотря на то, что в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в январе 2008 года был образован новый субъект Российской Федерации, служба медико-социальной экспертизы в регионе сохраняла прежнюю структуру – на территории работали два Главных бюро.

Весной 2013-го слияние двух главных бюро было закончено. В результате, в настоящее время ГБ МСЭ по Иркутской области включает в себя 36 бюро и 6 экспертных составов.

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст!